Главная > Автоистория > Автоистория
 

Культовые автофильмы прошлого


Снять хорошее кино - задача не из легких. А снять хорошее кино про автомобили - дело вообще трудновыполнимое. Фильмов, где машины возведены в культовый статус, да так еще, чтобы при этом сами фильмы стали культовыми, - по большому счету, немного. Попробую порекомендовать лишь несколько картин, которые будет интересно посмотреть любому автолюбителю, поскольку в них так или иначе машины играют не последнюю роль.

Вот, например, замечательный фильм Джона Франкенхаймера "Гран-при" (Grand Prix), 1966 год, объединивший на одной площадке таких звезд кино, как Ив Монтан, Тосиро Мифунэ и Джеймс Гарнер. Перед тем как снимать свой фильм, Франкенхаймер отправился на настоящий Гран-при Монако, тщательно изучил работу техников и пилотов гоночных болидов и, более того, добился от руководства гонок разрешения установить на машины камеры в целях передачи настоящей атмосферы гонки. Согласие было получено, а результат ошеломил. Установленные камеры действительно запечатлели огромную по тем временам скорость, с которой носились по трассе болиды. Фильм мгновенно стал культовым, а традиция съемки гонок от первого лица укрепилась: именно Джону Франкенхаймеру мы должны быть благодарны сегодняшнему формату трансляции гонок, в котором регулярно осуществляется включение картинки непосредственно с камер, установленных на корпусе машины.

Для съемок "Гран-при" были приглашены не только именитые актеры, но и профессиональные гонщики. Одним из консультантов картины был Грэм Хилл, который водил машину в нескольких эпизодах картины. Кроме того, Франкенхаймер активно советовался с такими корифеями гонок, как Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс, и именно профессиональный подход сделал "Гран-при" одним из лучших спортивных фильмов всех времен и народов, да и, пожалуй, лучшим фильмом об автогонках вообще. Несмотря на то что картине уже больше 40 лет, и сегодня она котируется весьма высоко: на сайте (Internet Movie Database - крупнейший справочный сайт по кино) фильму присвоен зрительский рейтинг 6,6 из 10.

Кстати, делать фильмы о гонках в сотрудничестве с гонщиками пытались и после Франкенхаймера, но успехом это увенчалось мало у кого. Даже Сильвестр Сталлоне, вложивший не один миллион долларов в собственный проект "Гонщик", мечтал, чтобы сюжет его фильма строился вокруг "Формулы-1", однако всесильный владелец автосерии Берни Экклстоун, прочитав сценарий, на сделку со Слаем не пошел и отказал ему в использовании наименования "Формула-1" в кинопроекте. Пришлось Сталлоне довольствоваться одной из заокеанских "формул", но фильм в прокате провалился все равно.

Говоря о голливудских фильмах, в которых машинам отведена одна из ведущих ролей, нельзя обойти вниманием культовый боевик 1979 года "Безумный Макс" режиссера Джорджа Миллера, в котором блистал молодой и еще не погрязший в националистических скандалах Мел Гибсон. На футуристическом пейзаже просторов Австралии развертывалась картина грандиозной битвы полицейского и банды гангстеров, в которой участвовали и чудеса техники - мотоциклы и автомобили, снабженные самыми разнообразными техническими средствами для нанесения средствам передвижения противника максимального ущерба.



Окрыленный успехом, Миллер снял и продолжение - "Безумный Макс 2", в котором автомонстры были доведены до предельного безобразия, однако сюжетные перипетии по сравнению с первой частью были несколько притянуты за уши. Однако тема "дорожных разборок" Джорджа Миллера не оставляла, и он снял третьего "Безумного Макса", который глобально провалился в прокате и окончательно похоронил надежду на восстановление на экране апокалиптического мира недалекого будущего с его техногенными монстрами.

Однако не только Голливуд славился своими автотрюками - были и в отечественном кинематографе настоящие мастера по подготовке сложных каскадов с участием автомобилей. В советском кино таким человеком был Александр Микулин. В 60-70-е годы в каскадерской профессии царили два Александра - Массарский и Микулин. Массарский ставил все трюки, где нужно было драться, стрелять, скакать на лошади. Знаменитую сцену на баркасе из фильма "Белое солнце пустыни" отыграли двое: актер Павел Луспекаев и каскадер Александр Массарский. Александр Микулин же был признанным мастером по автотрюкам. Его звездный час пришелся на комедию Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". Изначально в сценарии не было предусмотрено большого количества автомобильных трюков. Александр Микулин был едва ли не первым, кто выполнил автотрюк в советском кинематографе. И был он, по нынешним меркам, чрезвычайно прост: "Волга" аккуратно проехала под платформой пересекающего дорогу трубовоза.



Когда Микулин продемонстрировал режиссеру Рязанову этот трюк, тот моментально согласился вставить его в картину. Микулин договорился с трубовозом, Рязанов - с киногруппой, и в условленный срок все отправились на съемочную площадку. Рязанов ехал на "Волге" Микулина, которой через несколько часов предстояло сниматься в кино. По дороге они нагнали спешащий на съемку трубовоз. И автохулиган Микулин мгновенно придумал еще один новый трюк: он скользнул на "Волге" под платформу трубовоза и проехал так некоторое время. Рязанов похолодел: затормози трубовоз хоть на секунду - "Волга" расшиблась бы в лепешку и они вместе с ней! Однако и этот трюк режиссеру понравился - и Микулину был дан карт-бланш. В результате каскадер наводнил картину обилием рисковых кунштюков - и погоня автоинспектора на мотоцикле за угонщиком Деточкиным до сих пор остается одной из самых забавных трюковых сцен в отечественном кино. Кстати, Иннокентий Смоктуновский, игравший в "Берегись автомобиля" главную роль, не умел водить машину - и Микулину пришлось его учить. Смоктуновский оказался хорошим учеником и с задачей справился.

Впоследствии Микулин снова работал с Рязановым. В картине "Невероятные приключения итальянцев в России" режиссер, уже заматеревший, в том числе и в вопросах наводнения сценария различными трюковыми сценами, поставил перед Микулиным сложную задачу: по сюжету "Москвич", преследовавший "Жигули", должен был заехать на возвышение, сорваться оттуда, упасть на крышу "Жигулей", соскользнуть наземь - и продолжить погоню. Каскадер возразил, что поставить такое нельзя: "Москвич" был существенно тяжелее "Жигулей" - он попросту раздавил бы хрупкую "Ладу", если бы упал на нее сверху. Однако Рязанов настаивал на необходимости трюка - и Микулин нашел выход.

Сцену снимали в два этапа. Сперва на "Жигули" Микулин сбрасывал пустой кузов "Москвича" без двигателя, который сдергивали с крыши "Жигулей". А сцену погони снимали уже на настоящей машине. На стадии монтажа эпизоды соединили - и зритель не заметил подмены.

Патриарх отечественных автокаскадеров Александр Микулин


Сегодня, в век развитых компьютерных технологий, в кино регулярно появляются новые и новые машины: Том Круз и Уилл Смит разъезжают на "Ауди", в "Такси" мелькает "Хонда", но все эти нарисованные на компьютере трюки почему-то не оставляют в наших сердцах такого следа, как те, сделанные с помощью настоящих машин живыми каскадерами, ежесекундно рисковавшими своими жизнями. Наверное, именно поэтому культовыми и становятся те, старые фильмы 60-80-х годов.
А мы их с радостью и удовольствием пересматриваем.



Ссылки по теме



материал подготовил: Павел Сурков

Спец предложения






Смотрите также:




Форум


Автогороскоп

©2007 Все права защищены КарСеллер

Rambler's Top100 показано количество просмотров и посетителей за 24 часа