| 

Александр Массарский: Бесстрашных каскадеров не бывает

Заслуженный тренер России по самбо и дзюдо, член Союза кинематографистов России, почетный доктор «Военмеха» и… один из создателей отечественной каскадерской школы – Александр Самойлович Массарский, гость сайта «Вакансия.ру».
 
– Александр Самойлович, вы часто говорите, что не ставите на первое место какую-то одну из ваших многочисленных профессий. Но у меня сложилось впечатление, что все же работа каскадера – главная…
 
– В принципе, можно и так сказать. Действительно, в кино мои профессиональные знания и умения синтезировались. Как спортивный педагог и тренер я обучал каскадеров определенным действиям, как инженер-конструктор создавал различные приспособления, без которых невозможно выполнять трюки, как изобретатель я проектировал боксы для фотокамер и видеокамеры для подводной съемки, использовавшиеся при создании фильмов.
 
– А как вы пришли в каскадерскую профессию?
 
– Это было в 1948 году, когда на киностудию «Ленфильм» пригласили группу молодых ленинградских самбистов для участия в съемках фильма «Звезда». Среди этих самбистов был и я, но для остальных ребят это был проходящий эпизод, а я как-то «присох» к кино и потихоньку начал работать в качестве каскадера. Возможно, свою роль сыграло то, что еще в 1945 году я поступал в театральный институт и не прошел по конкурсу. Так что когда три года спустя меня позвали в кино для выполнения трюков, я почувствовал, что у меня есть шанс воплотить давнишнюю мечту.
 
– Правда ли, что в советские времена многие каскадеры были универсалами, то есть умели драться, фехтовать, выполнять уникальные автомобильные трюки и так далее?
 
– На самом деле каскадерская профессия зарождалась как раз в те годы, когда я пришел в кино, универсалы появились не сразу. Например, я как тренер по самбо привлекал к работе над фильмами некоторых своих учеников. По мере формирования на «Ленфильме» отряда каскадеров мы стали «обрастать» спортсменами. Появились конники, автогонщики, мотогонщики, фехтовальщики, скалолазы, парашютисты и так далее. И с годами сложилось профессиональное сообщество, все учились друг у друга, перенимали опыт. Это происходило отчасти и потому, что на оплату каскадеров разных специализаций как всегда не хватало средств. Впрочем, сама специфика кино вынуждает каскадеров становиться универсалами. Вот представьте себе: человек падает с лошади, вскакивает и тут же вступает в рукопашную схватку. Значит, он должен быть отличным наездником и уметь фехтовать или драться. Или, например, каскадер прыгает с высоты, потом садится за руль и участвует в погоне или сбивает кого-то на автомобиле… Так что наличие разнообразных навыков – необходимое качество в работе каскадера.
 
– А кто обучал советских каскадеров, ведь не было никаких специальных школ или курсов?
 
– Все достаточно стихийно создавалось. Дело в том, что заграничные каскадеры своими секретами не делились, и хотя на Западе работали небольшие производства, где делались всякие специальные приспособления, нам это было недоступно. Поэтому нам приходилось изобретать технику и приемы самостоятельно, проверяя все на своей шкуре. Но постепенно появились традиции, сформировались общие правила безопасности, мы их выстрадали, и получился отряд, обслуживавший все киностудии страны. Мы ездили по городам и весям, привлекали для работы местных спортсменов, и по нашему примеру на разных студиях создавались свои профессиональные отряды. Так постепенно и развивалось каскадерское дело.
 
– Наверняка в каскадеры люди приходят с каким-то багажом навыков и умений. Не могли бы вы описать, какая нужна подготовка, чтобы можно было попробовать себя в этой профессии?
 
– Однажды в журнале «Советский Союз» (он распространялся в 120 странах) вышла статья о нашей ленинградской группе, где говорилось, что я открыл школу каскадеров. Естественно, никакой школы не было, мы просто учились друг у друга, но я стал получать письма, где спрашивали, есть ли у школы общежитие, какую мы платим стипендию… Встречались очень трогательные письма. Однажды пришло примерно такое: «Мы с другом Валерой сидим уже несколько лет, а нам всего по 26. Прочитав статью о каскадерах, мы поняли, что неправильно строили жизнь, и теперь хотим в каскадеры. Лучших друзей вам не сыскать: мы будем честны, ответственны и завяжем с прежними привычками, а за нашу физподготовку не волнуйтесь – мы работаем на лесоповале».
 
На самом деле в эту профессию люди приходят в основном через спорт. Причем хорошо быть универсальным спортсменом – попробовать себя в боксе, в борьбе, в чем-то еще. Сейчас существуют группы каскадеров, у каждой из которых есть свой руководитель. Зачастую молодые спортсмены предлагают свои услуги в качестве каскадера, и руководитель группы обязательно попробует такого кандидата в деле, если увидит, что человек пришел не просто покрасоваться на экране крупным планом. И если у человека есть неподдельный интерес к профессии, то постепенно он начинает учиться у старших, а с годами может стать постановщиком трюков.
 
– Что входит в обязанности режиссера-постановщика трюков?
 
– Он подбирает дублеров и каскадеров для той или иной сцены и, самое главное, придумывает трюковые сцены, о которых в сценарии обычно сказано вскользь несколько слов. Режиссер-постановщик продумывает и разрабатывает рисунок схватки, боя, падения с высоты и так далее. После того как все продумано, происходит тщательная отработка эпизода, идет техническая подготовка съемочной площадки. Например, в том месте, где каскадер падает с лошади, нужно просеять почву от камней, чтобы ни лошадь, ни человек не пострадали. В случае падения с высоты создается страховка, а когда применяется оружие, надо обязательно выяснить, как пользовались этим оружием в те времена, в которые происходит действие фильма. Помню, при подготовке к съемкам в «Стрелах Робин Гуда» я подолгу сидел в библиотеках и военных музеях, чтобы выяснить, как стреляли из лука в XIII веке...
 
– Со стороны кажется, что в каскадерской профессии много романтики, а что собой представляют будни каскадеров на самом деле?
 
– Безусловно, эта работа не состоит из одних головокружительных трюков. Вот типичный пример: снимается фильм о Великой Отечественной войне и готовится сцена рукопашного боя. Но перед тем как принять участие в этом бою, каскадеры стоят в окопе по колено в воде и часами ждут, пока актеры гримируются, пока пиротехники заложат взрывчатку, а операторы настроят аппаратуру. Кроме того, рядом с кино идет реальная жизнь и иногда она самым неожиданным образом врывается в съемочный процесс. Однажды мы снимали в Конго фильм «Комитет 19-ти», и местные военные, услышав стрельбу, решили, что происходит очередной государственный переворот. Дело в том, что киносъемок они никогда не видели, поэтому приняли все всерьез, разоружили нас и уже готовились расстрелять… Каким-то чудом удалось им объяснить, что происходящее не имеет никакого отношения к перевороту.
 
– Принято считать, что люди, работающие над созданием кино, хорошо зарабатывают. Относится ли это к каскадерам?
 
– Сейчас труд каскадеров более или менее неплохо оплачивается, и есть много людей, которые живут только на эти заработки. А в советские времена оплата каскадерского труда была копеечной. Наивысшая актерская ставка тогда составляла 50 рублей за съемочный день, а каскадеры получали 7 рублей 50 копеек, реже – 12 рублей 50 копеек и очень нечасто – по 25 рублей в день. Поэтому у большинства каскадеров была (а у некоторых есть и сейчас) какая-то постоянная работа.
 
– Каскадерам приходится постоянно рисковать. Наверняка жажда риска и любовь к острым ощущениям являются важными стимулами в этой работе…
 
– Это неправда – нет у большинства жажды риска, как нет и пресловутого каскадерского бесстрашия. Все люди боятся совершенно одинаково, только каскадеры умеют преодолевать страх, знают, как подготовить и продумать свои действия, чтобы минимизировать риск. Но при выполнении опасных трюков (независимо от опыта и мастерства) пульс у них всегда зашкаливает.
 
Иван Михайлов, Вакансия
Опубликовано: 11 августа 2009 ' + $('

').append($('#publishLjDiv').eq(0).clone().show()).html() + ''; wnd.document.writeln(str); wnd.document.close(); return true; }



В целях улучшения работы сайта Ucheba.ru просим вас принять участие в опросе

Нужно ли разбить информацию на сайте на две подгруппы «Родителям» и «Абитуриентам»?

Выберите один из вариантов