№4 (22557) апрель, 2010 г.

С Днём космонавтики!

Военмех готовит кадры для ракетно-космической отрасли

В преддверии празднования Дня космонавтики, напоминающего о выдающихся достижениях нашей страны в освоении космического пространства, необходимо вспомнить о становлении и стремительном развитии ракетно-космической техники в послевоенный период, и той роли, которую сыграли подготовленные в Военмехе для оборонно-промышленного комплекса инженерные и научные кадры.

В обстановке "холодной" войны, навязанной нашему государству, в период восстановления разрушенного нашествием немецко-фашистских войск народного хозяйства Правительству страны, советским инженерам и ученым, организаторам промышленности и науки и, в целом, всему советскому народу с высочайшим напряжением сил пришлось решать масштабную сложнейшую научно-техническую задачу по созданию ракетно-ядерного щита Родины. В решение этой задачи большой вклад внес выпускник Военмеха, нарком вооружений в годы Великой Отечественной войны, министр обороны СССР, выдающийся организатор оборонной промышленности и видный государственный деятель, Герой Советского Союза, дважды Герой Социалистического Труда, Маршал Советского Союза Дмитрий Федорович Устинов.

В подготовке инженерных и научных кадров для нового направления - ракетно-космической отрасли, Военмеху суждено было сыграть важную роль. В 1946 г. в институте был создан конструкторский факультет (ныне факультет Авиа- и ракетостроения) - первый в нашей стране по подготовке инженерных кадров ракетного профиля. В 1987 г. на базе этого факультета был образован Аэрокосмический факультет. Ныне они составляют основу Института ракетно-космической техники (ИРКТ). Велика роль профессорско-преподавательского состава, сотрудников кафедр этих факультетов и их выпускников, которых насчитывается около 19 тысяч человек, подготовленных в уникальных научно-педагогических школах для предприятий оборонно-промышленного комплекса по направлению ракетной техники.

В Военмехе гордятся своими выпускниками летчиками-космонавтами - дважды Героем Советского Союза Г.М. Гречко и Героем Советского Союза, Героем России, вице-президентом РКК "Энергия" С.К. Крикалевым.

В историю создания ракетно-космических комплексов навсегда вошли имена выпускников Военмеха, выдающихся ученых и конструкторов - дважды Героев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской и Государственных премий В.Ф. Уткина и Д.И. Козлова, конструктора стартовых комплексов, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий Е.Г. Рудяка, конструктора пусковых установок и стартовых комплексов, лауреата Ленинской и Государственной премий А.Ф. Уткина, конструктора в области ракетостроения, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премии В.Л. Клеймана и многих других.

Подготовка специалистов и кадров высшей квалификации в области ракетной техники в Военмехе всегда проходила на базе научных разработок при постоянном стремлении к повышению качества учебного процесса. И сегодня большой объем научно-исследовательских работ в Военмехе приходится на Институт ракетно-космической техники.

Космические технологии по праву считаются вершиной российской науки и техники. Научно-технический задел, созданный при активном участии ученых Военмеха и его выпускников, позволяет и сегодня сохранять России статус одной из ведущих космических держав. Можно гордиться высокими достижениями кафедр Института ракетно-космической техники, возглавляемого профессором, деканом факультета "А" В.А. Бородавкиным.

Уважаемые преподаватели, сотрудники, студенты БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, ветераны  вуза, члены Попечительского Совета, примите искренние поздравления с праздником - Днем космонавтики и пожелания здоровья, счастья и новых творческих успехов!

К.М. ИВАНОВ, д.т.н., профессор,
ректор БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова


«Молодёжь, техника, космос»

17 - 19 марта 2010 года в БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова успешно прошла вторая Общероссийская молодежная научно-техническая конференция "Молодёжь. Техника. Космос".Это событие знаменательное и действительно важное для нашего университета. Военмех успешно заполнил пробел в перечне конференций для молодёжи, проводимых в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе в целом - значимые общероссийские молодежные научные мероприятия по ракетно-космической тематике здесь не проходили в течение достаточно долгого времени.

Семь фактов о молодёжной научной конференции


Выступает ректор университета
профессор К.М. Иванов

Факт первый. Еще в марте 2009 года в "Военмехе" в рамках Четвертых Уткинских чтений прошли заседания специальной Молодежной секции, на которой было заслушано более двадцати докладов - при личном участии не только наших студентов, магистрантов и аспирантов, но и представителей одного из крупнейших профильных вузов страны, СибГАУ им. М. Ф. Решетнева, а также членов Юношеского клуба космонавтики Дворца Творчества Юных и учащихся школ области и города Кирова. Успех начинания, издание сборника трудов, включившего более сорока статей заставили оргкомитет Уткинских чтений принять решение о ежегодном проведении молодежного научного собрания как уже полностью самостоятельной конференции.

Факт второй. Во второй конференции "Молодежь. Техника. Космос" приняли участие молодые представители практически всех аэрокосмических вузов страны (в частности, отозвались МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ, СГАУ, СибГАУ и др.), а также более двадцати проектно-конструкторских организаций, связанных с созданием ракетно-космической техники. Оргкомитет, который активно работал с октября прошлого года, рассмотрел более 200 заявок, поступивших со всех концов нашей страны, и в результате включил в программу почти 150 докладов. Важно, что более половины из них поступили от наших коллег из других вузов и городов, что еще раз показывает действительно общероссийский характер конференции. Основная техническая работа по подготовке и проведению конференции легла на плечи студентов, работающих в СКБ БГТУ "Военмех".

Факт третий. Военмех традицию не нарушил, и к началу работы конференции вышел из печати сборник научных трудов - почти 300 страниц, - подготовленный к изданию на основе присланных статей и докладов и охватывающий самые различные аспекты создания, испытания и эксплуатации ракетно-космической техники. Впрочем, тематика конференции была шире чисто космических проблем, в работах участников речь шла и о военной технике, и просто о высокотехнологичной продукции общегражданского назначения.


Пленарное заседание конференции. В первом ряду
(слева направо) - А.С. Массарский и А.Ф. Уткин

Факт четвертый. В своем вступительном слове ректор университета профессор К.М. Иванов отметил важность проводимой конференции для становления нового поколения ученых, которое в ближайшие годы должно придти в аэрокосмическую отрасль (фото 001). От Комитета по делам молодежи городского правительства участников приветствовал Д.Н. Пинаев.

Стоит отметить, что пленарное заседание, открывшее конференцию, прошло в режиме своеобразной "научной школы" для молодежи. Начальник отдела информационного обеспечения Федерального Космического Агентства Б.А. Игнатов кратко рассказал собравшимся об основных задачах, стоящих перед отечественной космонавтикой. Выступившие  заместитель генерального конструктора КБ "Арсенал" А.П. Ковалев и заместитель генерального конструктора ОАО "КБСМ" А.М. Воробьев в своих докладах коснулись различных аспектах современной космической деятельности. Об общегородском проекте "Космоцентр в Аничковом", в котором в качестве активных участников планируются студенты "Военмеха", сделал В.Ф. Жуковский. О создании в нашем городе Общественного фонда сохранения истории воздухоплавания, авиации и космонавтики (Фонд ИВАК) рассказал В.В. Лебедев - председатель городской Секции истории авиации и космонавтики. Нельзя не отметить выступление выдающегося конструктора стартовых комплексов А.Ф. Уткина (фото 002). Объем новых знаний, которые получили молодые участники конференции, позволяет еще раз вспомнить о "научных школах", к организации которых руководство страны неоднократно призывало всю систему образования.


Председатели секций конференции (слева направо)
В.А. Бородавкин, В.В. Лобачёв, В.И. Погорелов

Факт пятый. На конференции работали три секции: "Ракетно-космическая, авиационная и военная техника" (руководители - профессора В.А. Бородавкин и В.В. Лобачев), "Системы управления и информационные технологии" (профессор В.И. Погорелов) и "История техники" (председатель Секции истории ракетно-космической техники Федерации космонавтики России В.Н. Куприянов). Заседания секций продолжалась достаточно долго, на каждой из них для выступлений записалось более 30 человек, и все доклады были заслушаны и обсуждены (фото 003). Для  участников организовали интересные и весьма познавательные экскурсии в Артиллерийский музей и музей "Военмеха", а также посещение профильных кафедр БГТУ.

Заседание исторической секции 18 марта 2010 года было посвящено 45-ой годовщине первого выхода человека в открытый космос, участники и гости заседания заслушали большой обзорный доклад о полете "Восхода-2" и о посвященных ему научных публикациях.

Факт шестой. По результатам работы конференции оргкомитет решил отметить наиболее интересные и содержательные доклады. Среди их авторов оказались студенты из Самары и Красноярска, молодые сотрудники РКК "Энергия", КБСМ, КБ "Арсенал", а также представители "Военмеха". Дипломы за лучшие выступления были присуждены студентам Алексею Колычеву (АМ8) за доклад "Термоэмиссионный способ тепловой защиты гиперзвукового летательного аппарата", Ивану Маняку (А161) за доклад "Способы утилизации твердотопливных зарядов" и Михаилу Алексеева за доклад "Сравнение методов моделирования турбулентных течений".

И, наконец, седьмой факт. Оргкомитет конференции, принимая во внимание содержание представленных и опубликованных докладов, отзывы участников, а также серию публикаций в средствах массовой информации признал итоги конференции успешными. И, что вполне естественно, постановил - провести третью Общесоюзную конференцию "Молодежь. Техника. Космос" весной 2011 года, приурочив ее к юбилейной дате - пятидесятой годовщине первого полета человека в космос.

Михаил ОХОЧИНСКИЙ, доцент кафедры "Ракетостроение",
член оргкомитета конференции


Музей Военмеха: подведение итогов конференции

Фото Д. ЧИРИКОВА и А. РУСИНОЙ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОР

РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАНЯТИЙ ПО ГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УНИВЕРСИТЕТА


Сбор открывает проректор по РиАХД К.В. Коробов

В соответствии с планом основных мероприятий по гражданской обороне на 2010 год 2 марта 2010 года в университете был проведён учебно-методический сбор руководящего состава и руководителей занятий по ГО подразделений университета.

На сбор были привлечены проректоры, деканы факультетов, начальники управлений, заведующие кафедрами, начальники отделов, штаб и службы ГО, уполномоченные по ГО институтов, руководители эвакопоездов, командиры нештатных формирований ГО, руководители занятий по ГО подразделений.

Сбор открыл председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям университета, проректор по РиАХД К.В. Коробов.

С докладом о подведении итогов по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности университета  в 2009 г. и постановке задач на 2010 год выступил начальник штаба ГО ЧС В.И. Долин.

В докладе начальника штаба ГО была дана оценка ЧС по стране и итоги работы МЧС за 2009 год. Подводя итоги работы гражданской обороны университета, докладчик отметил результаты Комплексного учения и проведённых на его фоне частных учений по развёртыванию сборного эвакопункта Адмиралтейского района СЭП-715, объектовой эвакокомиссии, оперативной группы и тактико-специальных учений формирований ГО.

Более подробно докладчик остановился на обстановке, сложившейся в университете в результате сильных снегопадов и принятии мер руководством университета по ликвидации угрозы падения снега и сосулек с крыш зданий и образовавшихся протечек в помещениях.

В конце доклада был зачитан приказ ректора "Об итогах подготовки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности университета за 2009 год и задачах на 2010 год".

С докладом «Новая военная доктрина Российской Федерации» выступил капитан 1 ранга в запасе, профессор Ю.А. Ветров. «Массовые психозы и чрезвычайные ситуации» - тема выступления профессора каф. Е5 А.В. Храмова. О концепции обеспечения комплексной безопасности вуза оборонного профиля рассказал доцент кафедры Е-3 С.В. Москвин. О состоянии пожарной безопасности университета и мерах по её совершенствованию доложил начальник отдела ПБ Г.В. Уваров.

ЗАМЕЧАНИЯ СЛЕДУЕТ УСТРАНИТЬ


Из выступления Г.В. Уварова

Работа по обеспечению  пожарной безопасности в университете осуществляется на основании предписаний ОГПН Адмиралтейского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. Отделом пожарной безопасности разработаны планы по устранению нарушений требований пожарной безопасности, т.к. у нас есть проблемы. Одна из них - Актовый зал, расположенный на 4-м этаже. Лестницы имеют угол подъема 400, угол спуска 1400, что нарушает нормы пожарной безопасности. 

Актовый зал вмещает 600 человек. Небезызвестный пермский клуб "Хромая лошадь", располагавшийся на 1-м этаже, вмещал 250 человек. При пожаре, в панике, люди затоптали друг друга, от черепно мозговых травм погибло более 50 человек, и свыше ста задохнулись продуктами горения не имея возможности пробраться к выходу.

А что может быть у нас, при чрезвычайной ситуации? Чтобы обезопасить сотрудников и студентов университета при проведении мероприятий в Актовом зале, необходимо выполнить пункт предписания ОГПН Адмиралтейского района - "…произвести глубокую пропитку антипиренами конструкции планшета сцены, настила, выполненного из древесины в Актовом зале".

Однако наши уважаемые руководители разводят руками и говорят, что на это денег нет. Поэтому, во избежание несчастных случаев, НЕОБХОДИМО приостановить функционирование Актового зала до устранения этих замечаний. 

Выполнение мероприятий по устранению замечаний ОГПН на  90% зависит от финансирования работ вузом. Только благодаря целевым поступлениям денежных средств из федерального бюджета, мы смогли установить во всех общежитиях университета системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Сейчас готовятся документы к проведению конкурсов по обеспечению пожарной безопасности в учебно-лабораторном корпусе.

СУЩНОСТЬ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ


Из выступления Ю.А. Ветрова

Военная доктрина является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту нашей страны.

5 февраля 2010 г. Президент РФ Дмитрий Медведев утвердил новую Военную доктрину страны. Одновременно был утвержден документ "Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года". Военная доктрина Российской Федерации опубликована на официальном сайте президента. Документ "Основы госполитики...", в котором подробно разбираются вопросы как конкретных ситуаций, в которых Россия готова применить ядерное оружие, так и применения Вооруженных сил за пределами страны, является секретным и опубликован не будет. Таким образом, у российской Военной доктрины есть две стороны - открытая и закрытая. Одна для широкой общественности - как своей, так и зарубежной. Другая - только для посвящённых, ибо разъясняет порядок и принципы применения ядерного оружия, о которых вслух говорить не принято.

Военная доктрина составлялась с учетом положений базисных документов, таких как Военная доктрина РФ от 2000 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года; Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года; Концепция внешней политики РФ от 2008 года; Морская доктрина РФ до 2020 года; Положения военной теории.

Среди этих документов основным считается "Стратегия национальной безопасности до 2020 года", принятая в мае 2009 г. Поэтому комментатором военной доктрины от имени государства выступает секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Приведу его высказывания и комментарии: "Ничего больше не требуется, требуется только исполнять эту стратегию. Это основополагающий документ, который определяет другие доктрины, планы, которые должны разработать ведомства. Новую военную доктрину России нельзя называть абсолютно новым документом, кардинально меняющим взгляды и представления об обороне страны и обеспечении её безопасности, но она учитывает изменения в стране и мире за последнее десятилетие, а также перспективы развития военно-политической обстановки на среднесрочную перспективу"; "В мире снижается вероятность развязывания крупномасштабной войны. В то же время сегодня сохраняются регионы, в которых возможно возникновение конфликтов. В свою очередь, эти конфликты могут привести к войне с применением как обычного, так и ядерного оружия. Так мы оцениваем обстановку, которая сейчас складывается в мире" - сказал Н.Патрушев.

Документ Военной доктрины состоит из четырёх разделов: I. Общие положения. II. Военные опасности и военные угрозы РФ. III. Военная политика РФ. IV. Военно-экономическое обеспечение обороны.

Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с текстом Военной доктрины, это четкая классификация военных конфликтов, от ограниченных (включая внутригосударственные) военных столкновений до крупномасштабной (исходя из смысла определения - глобальной) войны. Также разграничиваются определения "военная опасность" и "военная угроза". Причем если первый термин описывает в основном политические реалии, чреватые возникновением военного конфликта и разрешимые политическим же путём, то второй относится уже к области военного планирования, пересекаясь с чисто военным понятием "угрожаемый период", который обычно предшествует войне.

За прошедшие годы изменились приоритеты военных опасностей. Если прежде таковыми считались довольно абстрактные угрозы, такие как международный терроризм, а НАТО считалась "партнёром по обеспечению глобальной безопасности", то теперь все точки над i расставлены недвусмысленно: время показало, кто есть кто. Во втором разделе "Военные опасности и военные угрозы РФ", перечисляющем потенциальные военные угрозы безопасности нашей страны, наиболее опасной признается стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путём расширения блока.

Отметим, что в последний раз как потенциальный противник НАТО рассматривалось в аналогичных документах советской эпохи.

В документе отмечается усиление "военных опасностей на отдельных направлениях" и "снижение вероятности полномасштабной агрессии". Среди прочих внешних угроз указаны размещение иностранных воинских контингентов на территориях сопредельных государств и развёртывание систем ПРО (стратегической - Румыния, Болгария, и ПРО ТВД - Польша), что подрывает сложившийся паритет сил в ракетно-ядерной сфере.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, - важнейшая задача РФ.

Тем не менее, применять ядерное оружие при отражении агрессии с применением обычных средств поражения Россия сможет не только в крупномасштабной, но и в региональной войне. Отметим, что схожие принципы декларировались и в предыдущей версии доктрины, принятой в 2000 году. Однако данный пункт в нынешнем варианте был уточнён. Теперь Россия оставляет за собой право нанести ядерный удар только в ответ на применение против неё или её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения. Такая же мера воздействия может использоваться в случае агрессии против государства с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Особое внимание доктрина уделяет изменениям способов ведения боевых действий, произошедшим за последние десятилетия. В документе впервые присутствует понимание того факта, что "для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники", а также "массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием". Похоже, что отныне факт обладания или угроза применения подобных систем (наподобие Global Prompt Strike), способных нанести неприемлемый ущерб инфраструктуре или позволить агрессору нанести обезоруживающий удар без применения ЯО, будет рассматриваться наряду с угрозой применения ЯО и иного оружия массового поражения.

Впервые особо отмечается также возрастающая роль информационного противоборства в военных конфликтах. Действительно, информационные кампании сегодня зачастую определяют, кто в глазах "мирового сообщества" будет "агрессором", а кто "жертвой". Это видно как на примерах конфликтов на территории бывшей Югославии, так и на примере недавнего конфликта с Грузией. Против подобного развития событий должны быть разработаны эффективные контрмеры, что представляет из себя весьма затратную и нетривиальную задачу.

Перечисляя приоритеты военно-политического сотрудничества, Военная доктрина начинает с Белоруссии, упоминая, в частности, Военную доктрину Союзного государства. При этом Россия рассматривает вооруженное нападение на государство - участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры. Затем идут государства - члены ОДКБ, другие страны СНГ, страны ШОС и, наконец, ООН и тому подобные организации.

При первом знакомстве складывается впечатление, что в документе нашло отражение понимание спектра современных угроз для нашей страны, которые недвусмысленно расставлены по степени значимости, изменений в способах ведения войн, произошедших на грани веков, предложены направления, в которых должны развиваться военное строительство, военная политика и военное планирование РФ. Но не следует забывать, что, как и любая подобная, доктрина - это, скорее, идеологический документ, не предлагающий конкретных путей решения тех или иных задач. Поиск таких путей - удел специалистов.

Конечно, следует считать хорошим достижением то, что после долгих месяцев разработки один из основных документов в области национальной безопасности наконец-то принят. Военная доктрина, несмотря на свой подчинённый по отношению к Концепции по национальной безопасности статус, является краеугольным камнем обеспечения независимости государства. Впервые полный комплект документов, обеспечивающих политику безопасности, был разработан в начале "нулевых", и сейчас идет его закономерное обновление. Содержание документа позволяет говорить о приоритетах государства в этой области, также он является своеобразным посланием мировому сообществу, фиксацией позиции перед партнерами.

С одной стороны горько, с другой - отрадно, что документ предусматривает в качестве основного гаранта суверенитета России ядерное оружие. Плохо, что наша страна не уверена, что она сможет обеспечить суверенитет за счет обычных вооружений, а также "квазивооружений" - средств информационно-психологического воздействия и т.п. Это означает, что наша армия преимущественно существует и мыслит в реалиях второй половины прошлого века. Но очень хорошо, что у России есть хотя бы такие ресурсы для обеспечения собственных интересов. Они позволяют обеспечить не только их защиту, но и членство нашей страны в элитном мировом клубе для избранных.


ПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ

ГОД ПРОШЁЛ. ПОДВОДИМ ИТОГИ

16 февраля 2010 года состоялось заседание объединённого профсоюзного комитета университета с повесткой дня "О выполнении предвыборных обещаний ректором университета К.М. Ивановым". На заседание был приглашён ректор Военмеха профессор К.М. Иванов. Также на заседании профкома присутствовал начальник управления экономики профессор Е.Н. Никулин. В основу обсуждения на заседании по предварительному согласованию с ректором университета были положены шесть пунктов требований, сформулированные общественным комитетом «За честные выборы ректора Военмеха» под председательством профессора В.Т. Шароватова. Листовка с указанными требованиями раздавалась делегатам конференции по выборам ректора перед началом конференции. Делегатам конференции запомнился тот факт, что после оглашения результатов голосования избранный ректором профессор К.М. Иванов в своём заключительном слове подчеркнул, что с выдвинутыми в листовке общественного комитета требованиями согласен и обязуется их выполнять. Требования сводились к следующему:

1. Разработать, обсудить и принять современную стратегию дальнейшего развития университета.

2. Разработать, обсудить и реализовать новую структуру управления университетом, позволяющую сделать эффективной деятельность администрации университета.

3. Обеспечить прозрачность финансово-хозяйственной деятельности университета.

4. Предпринять усилия по повышению активности и дееспособности Ученого совета университета.

5. Ввести ежегодные отчёты ректора на конференции трудового коллектива, сохранив отчёты проректоров на Учёном совете университета.

6. Вернуть на первое место в университете учебно-научную деятельность и преподавателя как её центральное звено.

На заседании объединённого профсоюзного комитета в течение получаса ректор изложил своё видение состояния дел по выполнению перечисленных требований, ещё раз подтвердив свою решимость их выполнять в период своего избрания. Полтора часа ушло на ответы ректора на вопросы членов профсоюзного комитета и краткую дискуссию по затронутым вопросам. В частности, были затронуты проблемы упорядочения системы оплаты труда в университете, обоснованности и результативности принимаемых кадровых решений, предполагаемого сокращения доходной части бюджета университета в 2010 году, явного запаздывания с разработкой и принятием стратегии развития университета. В заключение было признано целесообразным заслушать отчёт ректора об итогах первого года его деятельности на конференции трудового коллектива в апреле 2010 года.

Сергей МОРОЗОВ,
председатель объединённого профкома БГТУ


«Зимнему» выпуску - салют!


Фото Марии КАТЫШЕВОЙ

Военмеховцы в Артиллерийском

Александр ЖАБСКИЙ

Состоялся очередной зимний выпуск Балтийского государственного технического универоитета (Военмех). По традиции, выпускники вечернего и нескольких дневных факультетов получили дипломы о высшем образовании в зале ракетной техники Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. А пятеро лучших произвели полуденный пушечный выстрел с Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости.

- У нас особый вуз. Он маленький, если судить по количеству студентов, - говорил мне ректор Константин Иванов, пока деканы факультетов вручали дипломы выпускникам. - Ежегодно мы направляем в оборонную промышленность всего-навсего семьсот юношей и девушек, из них лишь около двухсот - зимой. Но при этом, прошу заметить, университет стоит очень высоко в рейтинге востребованности выпускников. Ни одно высшее учебное заведение нашей страны не дало ей столько руководителей высокого ранга. Достаточно сказать, что среди шестидесяти тысяч подготовленных за всю его историю инженеров только одна кафедра (!) выпустила трех советских министров, имя одного из них - министра обороны СССР Маршала Советского Союза Дмитрия Федоровича Устинова - Военмех теперь с гордостью носит. И сейчас выпускники Балтийского технического университета руководят госкорпорациями, российскими железными дорогами... Знаменитый зенитный комплекс С-300 создан концерном, который возглавляет наш бывший студент. А другой, как вы, конечно, знаете, является главным редактором вашей газеты. Так что не даром наш боевой клич: "Военмех - лучше всех!"

Между тем вручение дипломов закончено, и к микрофону по очереди подходят деканы факультетов:

- Вы помните, сколько вас было после вступительных экзаменов? А сколько осталось? - начал свое приветствие с вопросов, словно продолжая еще по инерции госэкзамены, декан факультета "А" Вячеслав Бородавкин, и сам же ответил: - Не все доучились до выпуска... И это означает, что вы победили!

Наверное, именно тяготы учебы военной инженерии вырабатывают у военмеховцев то самое упорство, которое обеспечивает им затем яркие карьерные взлеты.

А декан факультета "Е" Олег Агошков напомнил своим недавним питомцам, что им предстоит создавать технику, которая будет храниться в этом музее. Олег Григорьевич не преувеличил: почти все вооружение, что стоит на открытой площадке Артиллерийского музея - пушки, ракеты, создавались выпускниками Военмеха.

(«СПб ведомости» № 34 (4563), 1.03.2010)


Выпускников Военмеха поздравляет ректор К.М. Иванов.
За ним (слева направо) начальник ВИМАИВВС В.М. Крылов,
декан факультета «А» В.А. Бородавкин


Выпускники очно-заочного отделения
факультета «Е» с деканом О.Г. Агошковым


Декан факультета «К» Ю.Ю. Шемелёв вручает дипломы

Фото Сергея КУДРЯВЦЕВА


Выпускники Военмеха могли ознакомиться с только что открывшейся новой экспозицией музея, посвященной жизни и деятельности Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова

Фото Василия ЖУКОВА


ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЕНМЕХЕ
декана Артиллерийского факультета Военно-Механического института Т.М. ГОРОДИНСКОГО

Тевель Мордухович Городинский родился 15 января 1907 г. в семье кузнеца в селе Погост Березинского района Могилёвской области БССР. После окончания семилетней школы с 1924 г. по 1925 г. работал молотобойцем в сельской кузнице. С 1925 г. по 1931 г. работал молотобойцем, кузнецом, чернорабочим, токарем на ленинградских заводах. В 1930 г. вступил в ряды ВКП(б). С 1928 по 1931 гг. прошёл обучение на вечернем рабфаке при Ленинградском машиностроительном институте и в 1931 г. поступил учиться на его дневное отделение.

В марте 1932 г. Т.М. Городинский был переведен в Ленинградский военно-механический институт на Артиллерийский факультет, где учился по орудийно-лафетной специальности. После окончания института в ноябре 1935 г., получив квалификацию инженера-механика по орудийно-лафетному производству, был направлен на работу в "Остехбюро" на завод им. Ворошилова, где проработал по ноябрь 1937 г. сначала технологом, а затем старшим мастером. В 1937 г. Выборгским райкомом ВКП(б) направлен на учёбу в Ленинградский восточный институт на японское отделение.

После ликвидации Ленинградского восточного института Т.М. Городинский по направлению ЦК ВКП(б) (приказом № 232 от 2 августа 1938 г. по Главному управлению учебными заведениями НКОП) получил назначение на работу деканом Артиллерийского факультета Военно-механического института. С августа 1938 г. он также старший преподаватель кафедры № 14 "Проектирование артиллерийских систем". Деканом факультета, в дальнейшем получившего название "механического" или факультета "Е", он работал с 1938 по 1950 гг.

С сентября 1942 г. по апрель 1943 г. Т.М. Городинский исполнял обязанности зам. директора института по научной и учебной работе. В этот период Т.М. Городинским была проведена работа по подбору в условиях г. Молотова профессорско-преподавательского состава и по организации учебного процесса. За подготовку специалистов для оборонной промышленности Т.М. Городинский был награжден в 1944 г. орденом Красной Звезды. Он также был награждён медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

В 1948 г. Т.М. Городинский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и с 1948 г. работал в должности доцента кафедры № 14 вплоть до 1975 г.

Многолетняя плодотворная деятельность Т.М. Городинского по подготовке инженерных кадров для оборонной промышленности многократно отмечалась объявлением ему благодарностей и вручением почетных грамот.

Вниманию читателей предлагаются "Некоторые краткие воспоминания о существовании и деятельности Военно-механического института в довоенные и военные годы" Т.М. Городинского, написанные им в 80-х годах.

В начале 30-х годов была сложная международная обстановка. В мире (за исключением Советского Союза) бушевал экономический кризис, разразившийся в 1929 г. Империалисты мечтали поправить свои дела за счёт Советского Союза. В Германии рвались к власти нацисты во главе с Гитлером, который не скрывал своих агрессивных замыслов в отношении нашей страны, провозгласив "поход на Восток".

Наша же страна, следуя ленинской мирной политике, была полностью разоружена. Арсеналы и другие военные заводы были загружены выпуском мирной продукции. Так например, ленинградский Арсенал (мех. завод № 7), на котором я работал с 1927 г. по 1931 г., в эти годы выпускал только текстильные машины и ткацкие станки.

Шла 1-я пятилетка. Страна была занята восстановлением промышленности, встал вопрос о реконструкции старых и строительстве новых военных заводов в самые короткие сроки. И, естественно, возникла острая задача создания соответствующих кадров и, в первую очередь, высококвалифицированных инженеров для военной промышленности.

И тогда, в 1931 г. состоялось Решение Правительства о создании для этой цели Военно-механического института.

I. Начальные контингенты студентов. Структура и профиль института

В порядке выполнения приказа Наркомтяжпрома о создании Военно-механического института, контингенты студентов, на основании специальных распоряжений были сформированы:

1. Из контингента студентов Военно-механического отделения Машиностроительного института, существовавшего в 1932 г. на базе Ленинградского Политехнического института.

2. Из контингента студентов специальности механиков (холодной обработки металлов) Ленинградского учебно-механического комбината.

Примечание: студенты специальности котлов и турбин (тепловиков) были переведены в Технологический институт. Туда же было передано и соответствующее учебное оборудование.

3. Из контингента слушателей промышленного отделения Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского.

Примечание: впоследствии они были возвращены в Академию.

4. Из контингента студентов старших курсов Московского института им. Баумана по спецнабору. К ним, в частности, относится Д.Ф. Устинов, имя которого сейчас присвоено нашему вузу.

Всего на каждом курсе по специальностям было создано по 1-2 группы. В первом году существования института был организован ускоренный выпуск специалистов из числа студентов 4-го курса.

Первоначальная структура института представляла собой:

1. Факультет Артиллерийский, со специальностями:
а) орудийно-лафетной;
б) стрелкового оружия.

2. Факультет Боеприпасов, со специальностями:
а) снаряды и гильзы;
б) трубки и взрыватели.

Специальные кафедры были организованы по типу специальностей и при специальностях. Исключение составили только кафедры Артиллерии и Баллистики, которые были общеинститутскими. Технологических кафедр не было.

Так как такого или аналогичного по профилю института в Советском Союзе в то время не было (в институте им. Баумана такие специальности были организованы лишь в 1938 г., а в Туле - в 1939 г.), создание спецкафедр - их профиль, учебные планы, перечень дисциплин, учебные программы и другая учебная документация - представляло колоссальные трудности. Для этой цели было создано постоянное учебно-методическое бюро во главе с профессорами И.И. Ивановым, В.А. Микеладзе, Б.Н. Окуневым. Большую помощь в этой работе оказали институту видные специалисты Артиллерийской академии, в лице профессоров Козловского, Благонравова, Васильева, Рдултовского и др., которые на первых порах (до переезда Академии в Москву в 1937-38 гг.) работали по совместительству и заведовали соответствующими спецкафедрами в Военно-механическом институте.

В формировании профилей специальностей и кафедр принимали деятельное участие представители предприятий и заводов Оборонной промышленности Наркомтяжпрома и других ведомств.

Структура института и профиль кафедр всё время совершенствовались и изменялись в связи с созданием новых специальностей и кафедр и продолжают совершенствоваться по настоящее время, согласно требованиям техники и оборонной промышленности.

II. Создание кабинетно-лабораторной базы

В системе ЛМУК, на материальной базе которого был создан Военно-механический институт, никакого кабинетного оборудования, соответствующего профилю вновь созданного института, не было. Нужно было начинать с пустого места.

Были составлены списки первоочередного необходимого учебного оборудования и подобран лаборантский состав из числа техников и мастеров, ранее работавших в оборонной промышленности. Последние были направлены на военные заводы различных городов Советского Союза и с соответствующего разрешения подбирали необходимые системы, образцы, агрегаты и отдельные детали. Одновременно, на основе старых чертежей, силами студентов старших курсов создавались различные плакаты и другие наглядные пособия. Многие материалы были получены за счёт выдачи соответствующих заданий студентам при прохождении ими производственных практик, и, главным образом, путём выдачи таких дипломных проектов.

Таким образом, в течение двух лет были организованы спецкабинеты - материальной части артиллерии, 2 кабинета ручного стрелкового и автоматического оружия, кабинет боеприпасов, кабинет образцов трубок и взрывателей и кабинет баллистики. Эта работа координировалась и возглавлялась инженером, заведующим кабинетом, будущим долголетним заместителем директора по научно-учебной работе П.Д. Тропкиным. Эти кабинеты (которые впоследствии пополнялись и расширялись), уже на первых порах, в определенной степени, удовлетворяли требованиям подготовки квалифицированных инженеров для различных отраслей оборонной промышленности.

Здесь необходимо отметить большую роль первых деканов факультетов и заведующих кафедрами (до 1937 г. они назывались начальниками) В.В. Манухова, Я.И. Румянцева, В.А. Петрова, декана факультета боеприпасов В.Г. Буракова, Д.Е. Козловского, А.А. Благонравова, П.Ф. Васильева и А.И. Давыдова.

Впоследствии институт поделился своим богатым опытом при создании аналогичных кабинетов и лабораторий на созданных специальных факультетах в других высших учебных заведениях страны.

III. Строительство общежития института

Этот важный момент в становлении института нужно отметить особо. Хотя основная часть студентов в первые годы состояла из постоянно проживавших в Ленинграде, в связи со спецнаборами и переводом значительного количества студентов из Московского института им. Баумана остро встал вопрос о строительстве общежития.

Нужно помнить, что шёл 1937 г. — конец 1-й пятилетки. Страна напрягала все материальные и духовные силы, чтобы достойно ответить на зов партии "выполнить пятилетку в четыре года". Реконструировались старые и строились новые заводы по всей стране. Везде был острый дефицит стройматериалов. Каждый кирпич, каждый килограмм цемента ценились буквально на вес золота. И всё же, в таких тяжёлых условиях, институт решил построить студенческое общежитие.

Здесь необходимо отметить первого директора института т. С.Ф. Степанова. Благодаря его исключительной энергии и настойчивости в самые короткие сроки были получены необходимые кредиты и стройматериалы и в течение двух лет (1932-33 гг.) на пустыре Обводного канала было возведено шести этажное здание общежития.

Впоследствии, при открытии в институте факультета Морского оружия к этому основному зданию общежития такими же темпами в течение одного года - был пристроен еще так называемый "Морской" корпус - северная часть здания.

Построение общежития, на мой взгляд, можно буквально назвать подвигом, если помнить о тяжёлых условиях того времени в обеспечении необходимыми кредитами и материалами.

К сожалению, институт на протяжении мирных 40 лет, в несравненно более благоприятных условиях, до прихода ректора Е.В. Кулькова, так ничего больше не построил (ни общежития, ни учебных корпусов), несмотря на весьма острую в том необходимость.

Еще раз хочется подчеркнуть, что постройка общежития для студентов в 1933 г. явилась важной вехой в жизни и развитии института.

IV. Воспитание преподавательских кадров на специальных кафедрах

До 1937/38 учебного года (создание в вузах штатно-окладной системы) кафедры высших учебных заведений, в том числе и нашего института, не имели постоянного состава. Преподаватели, кроме заведующего, были на почасовой оплате. И если общетехнические кафедры обеспечивались преподавательским составом за счет кадров других вузов города, то специальные кафедры были лишены этого источника. Некоторая часть спецкафедр, правда, обеспечивалась работниками родственных заводов, главным образом, технологами (Адашев, А.И. Давыдов, М.А. Минаев и др.). Главная тяжесть работы по обеспечению спецкафедр преподавательскими кадрами легла на плечи выпускников института, и главным образом - первых аспирантов.

Им нужно было учиться и учить. Поэтому роль первых аспирантов трудно переоценить. Этим можно объяснить, и в определенной степени оправдать, малое количество защит аспирантами кандидатских диссертаций. Они сыграли огромную роль в подготовке инженерных кадров для оборонной промышленности в довоенные годы.

Надо заметить, что первыми выпускниками и аспирантами комплектовались не только преподавательские кадры, но и учебно-административный персонал. Так, директором института одно время был т. А.Ф. Шаповалов - выпускник факультета Морского оружия, зам. директора по научно-учебной работе долгое время был П.Д. Тропкин, окончивший институт по специальности стрелкового оружия, первым деканом Артиллерийского факультета был питомец института т. В.В. Манухов, а потом т. Я.И. Румянцев, деканом факультета Боеприпасов был также выпускник института т. В.Г. Бураков, а потом А.Т. Носов, деканами факультета "МО" - т. А.М. Тененчук  и Б.И. Штафинский - выпускники этого же факультета.

К первым аспирантам относятся - П.Д. Тропкин, М.В. Потягайло, В.М. Герст, В.И. Лукандер, Б.Г. Лисичкин, В.В. Борисевич, С.Б. Добринский, Максимов, Лялин, А.Г. Драпкин, Ф.В. Марганлин, Г.Г. Шелухин, Б.И. Штафинский, М.Н. Бокин (других не запомнил).

Я думаю, что вопросу о роли первых аспирантов настало время уделить особое внимание, как для того, чтобы воздать им должное, так и для того, чтобы на их примере воспитать у студентов чувство патриотизма и любви к своему институту.

V. Организация новых факультетов и специальностей и оказание помощи другим институтам страны в создании аналогичных специальностей

В начале 30-х годов Правительство приступило к перевооружению своего Военно-Морского флота. Промышленности нужны были соответствуюшие кадры высокой квалификации.

Состоялось соответствующее решение, на основании которого в 1935 г. в Военно-механическом институте был открыт факультет "Морского оружия" со специальностями "Мины" и "Торпеды". По традиции в короткие сроки (в течение двух лет) были организованы спецкафедры, кабинеты и лаборатории, а также учебная документация и наглядные пособия. И, как было указано выше, был построен северный корпус общежития. Впоследствии, в предвоенные годы, выпускники этого факультета, как, впрочем, и выпускники других факультетов, сыграли выдающуюся роль в этой отрасли оборонной промышленности. Они же оказали большое влияние на дальнейшее развитие института в целом. Так, например, выпускник этого факультета В.Я. Шаповалов одно время в 1938 г. выполнял обязанности директора института, А.М. Тененчук и Б.И. Штафинский являлись деканами факультета. Н.Н. Лисикин  и М.Л. Мошенин в разные годы были секретарями парткома института. М.Н. Бокин стал профессором, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, создал целое направление в своей специальности. Командирами промышленности стала целая плеяда воспитанников этого факультета.

(Продолжение следует)

К публикации подготовил
Сергей КУДРЯВЦЕВ, ст. преподаватель каф. Е1


Общежитие на Обводном канале

Часть 2

На главную
общество Факультета ЭкономикиЭКОНОМИКИ ЭКОНОМИСТ МЕНЕДЖЕР